МДП (TIR) - специальная транзитная система, которая позволяет выполнять транспортировку различных грузов с целью реализации из одной страны в другую, опломбированных пломбами, под печатями таможни. Меры таможенного контроля в системе TIR (МДП) признаются на протяжении всего транзитного пути. В результате временные и финансовые траты на административные процедуры снижаются, а государства, использующие систему TIR, гарантированно получают все предусмотренные таможенные сборы. Эффективность работы системы подтверждается 75-летним опытом ее успешного использования: впервые, система Международных Дорожных Перевозок была введена спустя несколько лет после окончания Второй мировой войны, чтобы максимально упростить международную торговлю. Версия Конвенции МДП на русском языке (195 страница и далее) была утверждена подразделением ЕЭК ООН, в начале 1954 г., была официально подписана на международном уровне в 1975 году, и вступила в силу еще спустя 3 года.
Контроль использования и работоспособности системы TIR на территории Российской Федерации возложен на АСМАП.
Книжка МДП (Cartnet TIR) - один из основных инструментов регулирования международных грузоперевозок, также обеспечивающий страхование рисков, связанных с международными грузоперевозками. Сама книжка выполнена в виде довольно большого "блокнота" с пропечатанными графами, с идентификационным номерным знаком, состоящим из 2 латинских букв и 7 цифр. Следует знать, что срок действия книжки МДП имеет ограничения, об окончании срока действия можно узнать, взглянув на штамп, находящийся на форзаце.
Обложка книжки МДП выполнена из темно-желтого картона, парные листки выполнены в зеленом и белом цвете и имеют отрывные корешки. Задний лист обложки также имеет отрывную часть. Внутри документа содержатся листы грузового манифеста и протоколы. Получить книжку МДП могут лишь те перевозчики, которые являются аккредитованными членами АСМАП, имеют доступ к международным перевозкам ФТС (получили каточку доступа на транспортное средство от транспортной инспекции).
Во время пересечения таможни, из книжки удаляют листы (водитель имеет лишь корешки). Каждый лист имеет пару (зеленый + белый), зеленый лист обозначает, что МДП открыто, а белый сообщает о закрытии МДП. Следует обратить внимание, что речь идет не о завершении перевозки, а именно о закрытии протокола МДП, что обязывает совершить выход из национального таможенного контроля. Покидать таможенную зону с открытым МДП нельзя. По окончанию грузоперевозки, использованная книжка МДП возвращается в АСМАП, где производится учет.